Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:36 

|| Сераль ака Гарем - немножко о мифах и фантазии

Андрэ Роувелл
We are from the stars
Пишет Sertap:
Это не совсем в тему "одежда женщин народов мира", и чуть ниже я скажу, почему - но пусть будет с этим тэгом.
Идея подборки родилась случайно, после того, как Святослава предложила прислать мне найденные ей в разное время в сети "картинки с восточным красавицами". Заботясь обо мне, она убрала из подборки всю обнаженку, за что ей спасибо=)
Но эти картинки напомнили мне о широчайшем пласте домыслов и заблуждений о гаремной жизни, и я хочу черкнуть пару слов на тему.

Ettore Simonetti - Music in the Harem

Вообще-то гарем (от арабского "харам" - "запретное") - это вовсе не обязательно огромный дворец с множеством одалисок. Это просто женская часть дома, куда постороннему мужчине хода нет. При этом в "гареме" может жить вполне себе одна-единственная жена=), и тем не менее эта часть дома все равно будет гаремом. У бедных людей, чей дом состоял из одной-единственной комнаты, ВЕСЬ дом был гаремом, - ну разве что женская половина занавеской отгораживалась.
Но "пару слов" я хочу сказать о тех гаремах, с которыми это слово у большинства людей ассоцируется - то есть о "дворцах для одалисок".

Нет, я не фанатка "всего абы нерусского", и тем более не приверженец идеи "верните гаремы!", которую я не раз слышала из уст - нет, не исламских фундаменталисток или не очень фундаменталисток (от них как раз никогда не слышала :hah: ), а вполне себе "раскрепощенных женщин Запада". Не знаю, чем им так импонирует идея торговли рабынями, а также собирания богатыми людьми для себя целой коллекции женщин с целью "ашоббыло" и "про запас, авось захочется разнообразия в личной жизни". Тем более что на практике большинство из женщин "про запас" так никогда до покоев хозяна гарема и не доходили, а большинство тех, кто доходили - дошли туда лишь однажды. Чай, не собачек или рыбок или птичек разводите, как-никак, каждая из них могла иметь мужа и настоящую семью вместо жизни в условиях суровой конкуренции и интриг.

Нет, у султана/визиря/богатого чиновника не было 1000 жен. У мужчины-мусульманина, согласно вероуставу, может быть максимум 4 жены одновременно. Зато у него могут быть наложницы из его невольниц. И серальные дамы как раз ими и были - невольницами. Рабынями. А вовсе не общежитием "1000 счастливых законных жен" а-ля "Зульфия готовит, Зарема гладит, Фатима стирает, Гюзель шьет, Джамиля убирает, Зайнаб вышивает, Айша смотрит за детьми - каждая занимается своим делом и всем хорошо".
Я уже не говорю о султанских гаремах, где в борьбе за благосклонность султана, а также в борьбе за власть именно для своего сына устраивались такие бойни, что ой.
Впрочем, я сомневаюсь, что мечтающие о гаремной жизни дамы и мадемуазели рассматривали вопрос с этой стороны.

Тем не менее, все это никак не оправдывает изображение гаремной жизни в икусстве в .... мягко скажем, довольно маргинальном свете. Который, видимо, и привлекает "раскрепощенных женщин Запада". Достаточно вбить в гугл-картинки поисковое слово "гарем" или "сераль" (а мне как-то пришлось это все перерыть в поисках интерьерных зарисовок, быстренько-быстренько не глядя проматывая основную часть) - и оппаньки! - получаем полсотни страниц с превьюшками. Весьма характерными превьюшками, я бы сказала.

Итак, в представлении европейских художников, гарем - это такая огромная территория, где много-много женщин. Все они молоды красивы и все поголовно ходят а) исключительно голыми (никак у султана дыра в бюджете, не в состоянии на шмотки тратиться...даже на набедренные повязки) б) ну или хотя бы топлесс (это, видимо, "жены" рангом повыше) в) в абсолютно прозрачной одежде (а это, должно быть, самые любимые жены :hah: ). И ничего, что в гареме вообще-то жили мать и тетки султана, его дочери, наставницы гаремных дам, и еще много кто, кому не пристало обнажаться перед султаном - что нам до "глупых предрассудков". Все ковры устелены валяющимися на них красавицами в "одежках" из перечисленных категорий.
Обнаженные дамы лежат вповалку на отдыхе (часто прям на султане, совершенно одетом :hah: ), пляшут (часто - вокруг все того же скучающего и замотанного по самый нос султана), поют, друг-друга расчесывают, заплетают и украшают (при тотальном дефиците султанского бюджета на одежду "любимых жен" средств на бирюльки-злато-жемчуга почему-то хватало в избытке...все же султаны были баааааааааааааальшими маргиналами в вопросах распределения бюджетных средств :hah: )... не говоря уже о полотнах, изображающих женские бани - там вообще лежбище обнаженных дев во всех ракурсах. Хотя в банях на женщинах должна быть хотя бы "юбка" до колен - но так же неинтересно живописать, вы чего=)

Редкие полотна с одетыми (о, чудо!) серальными девами, в свою очередь, можно разделить на 2 неравные группы. 90% изображают европейских дам, причесанных и одетых по европейской моде эдак 19 - начала 20 века. Вот смотришь на полотна - и видишь европеек до мозга костей, по недоразумению оказавшихся в "восточном" интерьере. Можно даже поиграть в игру "сравни фотографии европейских дам/барышень того периода с изображенными на полотнах и найди 10 отличий". А поскольку я одно время увлекалась старинными фотографиями - то можно представить, сколь забавно мне было видеть эту живопись=) Туда же можно отнести дам со сплошь европейскими лицами вроде бы и в восточном антураже - но сами позы, некоторые аксессуары, сценки из жизни - опять же списаны с фотографий/фотооткрыток указанного периода. И в эту же группу - отдельная подгруппа дам а-ля "Мата Хари в концертном костюме" - опять же, даже самые смелые египетские танцовщицы стали одевать в сочетании с длинной юбкой максимум трико более-менее телесного цвета с расшитым лифом где-то в 50х годах ХХ века, до наряда "а-ля Мата Хари" разве что сейчас некоторые дошли.

Остальные 10% полотен изображают обитательниц сераля более-менее правдоподобно - в более-менее аутентичной одежде и обстановке, и именно примеры таких плотен я хочу показать. Тем не менее, не стоит забывать, что о гареме и его обитательницах эти художники могли получить представление, разве что подкупив и разговорив кого-то из евнухов или по рассказам кого-то из прислуги. Ну или хозяина гарема, если повезет и он не прибьет гостя за нескромное любопытство. Потому что никто бы их в свой гарем не пустил и тем более рисовать не позволил (за редкими маргинальными исключениями, но тогда рисовали конкретную женщину, одетую и обвешанную драгоценностями, в отдельной комнате, и под присмотром кучи гаремной прислуги). То есть, их полотна - такой же плод фантазии, как и полотна их коллег, заполнявших на своих полотнах гаремы нагими девами или же европейскими дамами. Просто у этих фантазия была не столь извращенная и базировалась на описании реальных женских одежек того региона и периода, которые они могли созерцать, лишь купив себе рабыню или же облачив в них свою собственную жену.
Итак, примеры более-менее адекватных фантазий художников о гаремной жизни, + цитаты о реалиях этой самой жизни (без длинных рассказов об интригах и расправах - просто немножко про гарем и немножко про бани) - под катом.

Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема.Но так было далеко не всегда. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно сейчас судить, сохраняли ей верность.
Большинство султанов спали со своими любимыми наложницами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине. К большому разочарованию европейцев, никаких оргий султаны со своим гаремом не устраивали.
Жерар де Нерваль как-то разговаривал о гареме шейха с самим шейхом:
Устроен гарем, как обычно... несколько маленьких комнатушек вокруг больших залов. Всюду диваны и единственный предмет мебели — это низкие столики с черепаховым покрытием. Маленькие ниши в закрытых панелями стенах уставлены курительными приборами, вазами с цветами и кофейной посудой. Единственное, чего в гареме не хватает, даже в самом богатом, это кровати.
— А где все эти женщины и их рабыни спят?
— На диванах.
— Но там же нет одеял.
— Они спят одетыми. И на зиму тут есть еще шерстяные и шелковые покрывала.
— Прекрасно, а где же место мужа?
— О, муж спит в своей комнате, женщины в своих, а одалиски на диванах в больших комнатах. Если на диване с подушками спать неудобно, посреди комнаты кладут матрасы и спят на них.
— Прямо в одежде?
— Всегда в одежде, правда в самой легкой: шаровары, жилет и халат. Закон запрещает как мужчине, так и женщине обнажать друг перед другом что-либо ниже шеи.
— Могу понять, — сказал я, — что муж может не захотеть провести ночь в комнате, где вокруг него спят одетые женщины, и он готов спать в другом помещении. Но если он пару-тройку этих дам берет с собой в постель...
— Пару-тройку! — возмутился шейх. — Только скоты могут позволить себе такое! Боже праведный! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная, которая согласится разделить с кем-то свое ложе чести? Неужели такое творят в Европе?
— Нет, в Европе такого не увидишь; но у христиан одна жена, и там полагают, что турки, имея нескольких жен, живут с ними, как с одной.
— Если бы мусульмане были так развращены, как представляют себе христиане, жены тут же потребовали бы развод, даже рабыни были бы вправе уйти от них.

Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти. Султанша по имени Ма-хидерван, например, изуродовала лицо Роксалены, Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз, Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь», — пишет по этому поводу историк Алэн Гросрихард в книге «Структура гарема» (1979). ©


и обещанное "немножко про бани"=)

Учитывая, что мы тут любим поговорить о гареме, основное внимание обратим на женские бани ( что там, у мужчин, интересного?), детальное описание которых практически полностью почерпнуто из отчетов путешественниц XIX века. В этом, собственно, нет ничего плохого, учитывая, во-первых, то, что такие последовательницы леди Мэри Уортли Монтегю, как мисс Парду и миссис Харви, оказались исключительно наблюдательными рассказчицами, и, во-вторых, то, что общественные бани мало изменились за прошедшие столетия. Традиции сохранились.
...
У турчанок принято иметь двух-трех рабынь-христианок или христианок, принявших ислам. Выйдя из дома, одна из них на голове обычно несет медный котелок, не очень большой, но довольно высокий и широкий, как ночной горшок. В него кладут хлопчатобумажную сорочку длиной до земли. В зависимости от качества ткани такая сорочка может стоить 4-6 скуди. Примечательно, что сразу после выхода из бани и мужчины пользуются ими - они хорошо впитывают влагу, и после такой рубашки можно сразу одеваться.
С собой также берут белое платье-рубашку, чистые длинные носки и массу полотенец. Наконец, котелок оборачивают льняным полотном с вышитым шелками и золотом лиственным орнаментом. Непременные атрибуты - красивый ковер и прекрасная подушка. В бане первым делом на общественном ковре расстилают свой и снимают шелковые одежды. В одну из маленьких кабинок с возвышением для госпожи ставят котелок с вещами. Когда госпожа готова, она садится, и рабыни, обступив ее со всех сторон, принимаются за мытье.
Почувствовав, что уже достаточно, она удаляется в одно из довольно теплых помещений, а рабыни моют друг друга. Проведя в бане столько времени, сколько было нужно, рабыни укладывают пожитки в котелок, и все отправляются домой. Плата для женщин и мужчин одинакова. Кое-кто из женщин приносит с собой солидный запас еды, что и понятно - в бане разыгрывается хороший аппетит.
...
В 1837 году мисс Перду дает описание, откуда и взят этот чудесный отрывок: "Поначалу я остолбенела: тяжелый, плотный зеленовато-желтый пар окутывал все пространство так, что я чуть было не задохнулась. Дикие, пронзительные крики рабынь эхом прокатывались под сводами банных залов, казалось, вот-вот - и от шума оживет даже мрамор. На этом фоне еле слышны приглушенный хохот и шепоток их хозяек. Здесь было не меньше трехсот лишь частично прикрытых женщин - их простыни были настолько пропитаны влагой, что под ними легко угадывались очертания фигуры. Туда-сюда озабоченно сновали обнаженные по пояс рабыни, руками прикрывая грудь, балансируя со стопками вышитых и украшенных бахромой салфеток на голове вокруг группы красивых девушек - они смеются, щебечут, лакомятся цукатами, шербетом и лимонадом. Здесь же играли дети, которые, в отличие от меня, похоже, чувствовали себя прекрасно в столь тяжелой, насыщенной влагой атмосфере. И, венчая картину, неожиданно грянул многоголосый хор в сопровождении такой немыслимой и резкой турецкой мелодии, какую только можно вообразить. Она эхом прокатилась по огромному залу, сравнимая, наверное, лишь с шумом вакханалии демонов, дополняя общую атмосферу фантасмагории, да так, что я засомневалась: происходящее - это наяву или видение помутневшего рассудка.
Закончив омовение, женщина-хозяйка направлялась во внешний зал и оказывалась на диване, где предупредительные рабыни укутывали ее в теплые одежды, поливая волосы духами. Еще мокрые волосы сворачивали и, не вытирая, покрывали роскошным платком из украшенного вышивкой муслина. Лицо и руки освежали туалетной водой, после чего, утомленная, она погружалась в дремоту, укрытая атласным или стеганым пуховым одеялом.
А в это время по залу, как на базаре, сновали старухи-торговки с шербетом, цукатами и фруктами, неусыпно оберегая свой товар. Негритянки разносили обед и чубуки своим хозяйкам. Здесь шепотом, чтобы никто не услышал, делились секретами. И все вместе это выглядело так странно, ново и привлекательно, что, без сомнения, любой европеец будет приятно удивлен и заинтересован посещением турецких бань - хамам". ©


А теперь - обещанные иллюстрации одетых гаремных дев, как их представляли художники:

начну с трех фотографий постановочной фотосессии авторства фотохудожницы Анны Беркоз (хотя эта фотосессия потом закончилась обнаженкой - но первые три очаровательны)


<



"обитательница султанского сераля", иллюстрация к работе Джулио Феррарио "Costume antico e moderno, o, storia ...
di tutti i popoli antichi e moderni", Milano, 1816



La Sultane lisant
Jean-Etienne Liotard



в бане. Автора не знаю



Lord Frederick Leighton Light of the Harem



Ettore Simonetti - Music in the Harem


Oliver Dennett Grover


Frank-Bernard-Dicksee


Francis John Wyburd


Pierre Marie Beyle


Adolphe Yvon


Cesare Biseo
The Favorites from the Harem in the Park



Frederick Arthur Bridgeman


Frederick Arthur Bridgeman


Gerome Jean Leon
Harem Women Feeding Pigeons in a Courtyard



Ange Tissier


Paul Emil Jakob s A Harem Beauty At Her Toilette


Rhudolph Swoboda - Shopping in the Harem


не знаю автора и названия


картина называется "Сцена в Марокко", Artist: Frederick Arthur Bridgman


опять же - не знаю автора - но это может быть реальный фотопортрет одалиски
вдруг хозяин гарема увлекался фотографией, как персидский Насреддин-Шах



John Frederick Lewis Harem Life in Constantinople


Chasseriau Theodore-Harem


Rudolf Ernst-The Harem Bath


Filippo Baratti
In the Harem



Blas Olleras y Quintana


Juan Gimenez-Martin
In the Harem



Richter Edouard Frederic Wilhelm
In The Harem



Rudolph Ernst


Frederick Arthur Bridgeman


Sheherazade by Edouard Frederic Willhelm Richter


Artist: Fred Max Bredt
Title: An Oriental Noble Woman



Artist: Fred Max Bredt
Title: Queen of the Harem



Artist: Frederick A. Bridgman
Title: Harem Fountain



Frederick Arthur Bridgman
Favorite of the Harem



An Oriental Beauty
Jean-Francois Portaels



Artist: Henriette Browne
Title: A beautiful Oriental/Une Beaute Orientale



Artist: Friedrich von Ameriling
Title: The Oriental


я не знаю авторства следующих картин - не удалось найти:











апд. еще некоторые картины с гаремными дамами были добавлены вот в этом посте

@темы: Мир вокруг нас, или ненужное для неучей, Картинкоспам, Страницы истории

URL
Комментарии
2015-11-03 в 13:59 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Gerome Jean Leon Harem Women Feeding Pigeons in a Courtyard
Обожая эту картину! :heart::heart::heart:

Пост интересный, европейцы действительно имели обыкновение много себе лишнего нафанатзировать про гаремы. С другой стороны наверное не стоит их обвинять, это же долгое время была тайна за семью печатями, очень благоприятная почва для разного рода домыслов)

2015-11-03 в 14:19 

Заблудшая_Волчица
Куча милых одержимых магов с котиками :3
ну вот. такие фантазии взяли и разбили!) что мне теперь представлять при слове "гарем"?) замотаных в три слоя одежды женщин?))

2015-11-03 в 18:31 

Андрэ Роувелл
We are from the stars
Хоук, Пост интересный, европейцы действительно имели обыкновение много себе лишнего нафанатзировать про гаремы. С другой стороны наверное не стоит их обвинять, это же долгое время была тайна за семью печатями, очень благоприятная почва для разного рода домыслов)
Я даже больше скажу - такое восприятие и в современном обществе же воспитывается всякими там фильмами-сериалами-картинками. Я вот многого не знала, например, до того как прочла статью)

Обожая эту картину!
Красиво жи ж)

Заблудшая_Волчица, замотаться тоже можно красиво) даже в три слоя)

URL
2015-11-03 в 20:54 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Андрэ Роувелл, Я даже больше скажу - такое восприятие и в современном обществе же воспитывается всякими там фильмами-сериалами-картинками.
Разумеется, потому что это зрелищнее и красивше)

Я эту тему очень люблю поэтому немножко почитывала, что там да как. Но многие стало для меня новостью) про банные процедуры я например раньше так подробно не знала.

А любителям гаремной тематики можно посоветовать арабские и персидские сказки почитать не в пересказе, а в переводе. От уж где веселье!)))

2015-11-03 в 21:48 

Андрэ Роувелл
We are from the stars
Хоук, да, про бани было очень интересно. Я ещё не знала, что они одетыми на скамьях спят и на полу -_-

URL
2015-11-03 в 21:54 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Андрэ Роувелл, Я ещё не знала, что они одетыми на скамьях спят и на полу -_-
И все вместе, как котики :lol:

2015-11-03 в 22:04 

Андрэ Роувелл
We are from the stars
Хоук, И все вместе, как котики
Так мило ^^

URL
2015-11-03 в 22:05 

Хоук
Серьёзные разговоры не мой конёк, мой конёк - горбунок
Андрэ Роувелл, я думаю шах бы тоже умилился, постарался б не топать и все такое :lol:

2015-11-03 в 22:12 

Андрэ Роувелл
We are from the stars
Хоук, мягкие тапочки и "тс-тссс, не будите" их хд)))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

TERRA INCOGNITA

главная